Когда бить тревогу: этапы речевого развития ребенка

Речь – ключевой навык, необходимый ребенку, чтобы начать жить в социуме. Когда маленький человечек учится говорить, для него открываются двери в большой мир, частью которого ему предстоит стать.

Проследить за тем, чтобы речевое развитие малыша протекало правильно и обратиться за профессиональной помощью, если процесс затормозился – ответственность каждого родителя.

Точный вердикт вы можете получить только на консультации со специалистом по речи, на которую можете записаться у нас после прочтения статьи. Однако, для предварительной диагностики достаточно изучить этапы нормального речевого развития и сделать для себя выводы.

Разумеется, каждый ребенок развивается в своем темпе, и пытаться загнать этот процесс в четкие временные рамки невозможно и, к тому же, бессмысленно. Однако ориентироваться на усредненные нормы, чтобы вовремя зарегистрировать отклонения, можно и нужно.

Помните, что посетить консультацию не помешает в любом случае. Если вам кажется, что все нормально, вы убедитесь в этом, вздохнете спокойно и сможете полностью сосредоточиться на других аспектах развития малыша. Если же вас что-то смущает или настораживает,  проконсультироваться, разумеется, абсолютно необходимо. Помните, что устранять нарушения нужно в нужное время и нужными методами, ведь когда глина застыла, горшочек уже не исправишь.

Первый год жизни

Первый год жизни малыша является доречевым периодом, состоящим из нескольких этапов. В это время мозг ребенка закладывает фундамент для развития нормального, полноценного речевого навыка, малыш готовится заговорить, экспериментирует, пробует и впитывает новые звуки, чтобы в скором времени начать пытаться их пародировать.

Этот важный год характеризуется чрезвычайно интенсивным развитием, поэтому его следует условно разбить на несколько этапов примерно по три месяца, этакие речевые сезоны, которые плавно сменят друг друга, если все пройдет правильно.

На первом (0-3 мес.) этапе формируются эмоционально-выразительные реакции, на втором (3-6 мес.) появляются первые голосовые реакции, на третьем (6-9 мес.) начинает развиваться понимание речи, а на четвертом (9 мес. – 1 год) наконец рождаются первые слова.

Давайте рассмотрим эти этапы поподробнее, чтобы свериться с вашей историей и понять, там ли вы, где нужно, или необходимо срочно догонять остальных.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Первой голосовой реакцией любого здорового малыша является крик – звонкий, продолжительный и крайне энергичный. Как бы это ни было утомительно для родителей, с криком придется иметь дело, так как сейчас для малютки это единственный способ самовыражения.

К 2-3 месяцам крики малыша обретают интонации, ребенок учится дифференцировать свои реакции на голод, дискомфорт, страх и т.д., пытается наладить коммуникацию с вами, чтобы сообщить, что ему нужно.

Затем случается одно из самых радостных событий этого периода жизни – появление так называемого комплекса оживления. Это реакция малыша на происходящее и на людей, которая выражается в улыбках, хаотичных движениях и звуках, прослеживании взглядом за чем-то, что заинтересовало кроху.

Несмотря на примитивность совершаемых ребенком действий,  такая форма доречевого общения является очень важной. Теперь, когда малыш понимает, что с миром вокруг можно взаимодействовать, ему нужно постоянно видеть и слышать что-то новое, ежедневно получать опыт и впечатления, узнавать, запоминать и привыкать. На этом этапе необходимо убедиться, что ребенка окружают разнообразные цвета, формы и звуки. Как на прогулке, так и дома, у него должно быть что-то, что можно подержать, рассмотреть, послушать и т.д.

Второй этап (3 – 6 мес.)

Около третьего месяца жизни малыш открывает для себя гуление, издавание простых для произношения негромких и протяжных звуков: «а-а-а-а», «гу-у-у», «а-бм», «бу» и т.п. Обычно такие звуки выражают радость, удовлетворение или удивление, они обладают соответствующей интонацией. К середине этого этапа появляются более сложные звуковые сочетания и расширяется набор эмоций, которые получается выразить.

Чего-то, напоминающего русскую речь на этом этапе ждать рано – дети всего мира в этом возрасте звучат одинаково, будто говорят на своем собственном детском языке. Соответствующую родному языку окраску звуки приобретут чуть позже.

В возрасте 4-5 месяцев гуление сменяется лепетом, звукосочетания начинают напоминать настоящие слоги, которые соединяются друг с другом в отдаленное подобие реальных слов. Малыш начинает пытаться подражать речи, которую слышит. Полугодовалый ребенок должен пытаться говорить, какая бы нелепица не получалась в результате. Это очень важная ступень речевого развития, и, если ребенок не достигает ее в указанном возрасте, стоит обратить на это внимание. Помощь специалиста в такой ситуации поможет вам быстро вернуться в нужным ритм или своевременно диагностировать отклонения, что поможет справиться с ними безболезненно.

В этот период взрослым членам семьи следует как можно больше обращать внимание на то, что пытается сказать ребенок и подталкивать его в правильном направлении, угадывая, что имеет в виду малыш, и помогая назвать это правильно. Например, если кроха тянется к кошке и называет ее случайным набором звуков, нужно четко донести до него, что это киса.

Третий этап (6 – 9 мес.)

В этот период малыш продолжает экспериментировать и тренироваться. Уже чуть более различимые слова становятся длиннее, ребенок постепенно учится привязывать их к значениям.

Обычно первыми приобретают смысл «лепетные» слова – короткие, либо из повторяющихся слогов. Они могут соотноситься с предметами, людьми или действиями («Би-би», «топ-топ», «гав-гав» и т.п.)

Звучание таких словечек уже напоминает русский язык. Они содержат характерный набор звуков и максимально приближены к знакомым нам реально существующим и различимым словам.

К этому возрасту речь здорового малыша приобретает эмоциональную выразительность. Интонации, темп и ритм речи ребенок учится пародировать в разговоре со взрослыми и постепенно усваивает.

Кроме того, именно в этот период ребенок медленно, но верно начинает понимать речь окружающих. К девяти месяцам малыш должен реагировать, когда к нему обращаются, и пытаться ответить на вопрос, если не словами, то хотя бы мимикой и жестами. Например, в ответ на вопрос «А где папа?» ребенок начинает крутить головой и искать папу взглядом или показывать пальцем, издавая звуки узнавания. Малыш уже может отзываться на свое имя, примерно понимать, что сейчас произойдет, когда слышит «Сейчас пойдем кушать/гулять/купаться».

Иными словами, на пороге девятимесячного возраста активно развивается соотношение звучащего слова с его смыслом.
Важно отметить, что полное отсутствие реакции от малыша, когда вы к нему обращаетесь и пытаетесь вести диалог, является тревожным звоночком и поводом обратиться за помощью к специалисту!

Четвертый этап (9 мес. – 1 год)

Около десятого месяца жизни малыш наконец-то начинает говорить свои первые слова. Эти слова обычно имеют целый набор значений и выражают суть предмета, эмоции и потребности в зависимости от контекста. Например, слово «мама» может выражать что угодно: увидел собачку, шампунь попал в глазки, хочется кушать и т.д.

Чаще всего первые слова состоят из двух повторяющихся или похожих слогов («ба-ба», «де-да» и т.п.). Такие слова уже требуют правильной постановки ударения, что тоже является шагом вперед. Когда здоровому малышу исполняется годик, он знает несколько простых слов и использует междометия («ой», «кис-кис», «ням-ням» и т.п.). Словарный запас годовалого ребенка формируется за счет общения с родителями: чем больше вы говорите с малышом, тем больше он запоминает.

От 1 года до 3 лет 

В преддошкольном возрасте у ребенка начинается процесс становления активной речи. Как только малыш учится ходить, он открывает для себя новые горизонты и получает доступ к бессчетному множеству новых предметов и явлений. Таким образом движение провоцирует мощный рывок в развитии речи. Здоровый двухлетка проявляет любознательность и постоянно хочет поговорить, интересуется, как что называется, пытается самовыражаться вербально.

На этом этапе речь не лишена искажений, звуки, которые кроха еще не может произнести, пропускаются, слоги могут теряться и меняться местами. Однако, ежемесячный прогресс обычно очевиден.

Формирование элементарной фразовой речи происходит к концу второго года жизни. Ребенок открывает для себя словосочетания и может совмещать слова, относящиеся к разным частям речи («идем гулять», «дай пить» и т.п.). В это же время ребенок начинает осознавать факт существования разных родов, чисел и падежей.

К трем годам ребенок учится употреблять простейшие грамматические конструкции и выдает небольшие, но вполне состоявшиеся предложения, общаясь со сверстниками и взрослыми.

Этот период характеризуется проявлением интонационно-ритмического контура слов, то есть слова становятся на сто процентов узнаваемыми, даже если малыш произнес не все звуки правильно. Вы можете услышать такие слова, как «пававоз», «пиламидка», «масына» и прекрасно поймете, что ребенок имеет в виду.

Иначе говоря, ребенок придумывает свои слова, но за каждым из них кроется реально слово и его значение. Малыш знакомится с языком и изучает его закономерности.

Дошкольный возраст

После достижения трехлетнего возраста процесс заметно ускоряется, у ребенка активно развивается навык понимания речи (пассивный словарь), и пополняется набор слов, которые он сам может использовать (активный словарь).

К пяти годам здоровый малыш, развитию которого уделялось достаточно внимания, на базовом уровне владеет звукопроизношением, фонематическим восприятием, лексикой и грамматикой.

Обладая хорошим словарным запасом, хорошо развитый пятилетка может грамотно пересказать любую историю и своими словами рассказать о чем угодно. При этом его речь содержит сложноподчиненные предложения с причинно-следственными связями. Ребенок умеет размышлять и делать выводы, он последователен в своих рассуждениях, слова и предложения правильно соединяются между собой.

Родители вносят в развитие речи ребенка от 3 до 5 лет огромный вклад. Чтобы коммуникативные навыки вашего дошколенка были на высоте, вам нужно постоянно общаться с ним на равных, проявляя энтузиазм и заинтересованность.

Но иногда этого бывает недостаточно, и родителям необходима профессиональная помощь в этом нелегком деле. В этом нет ничего страшного! Если вы вовремя обнаружите, что малыш отстает и покажете его специалисту, то он обязательно быстро нагонит сверстников и сможет уверенно занять свое место в этом большом мире, где слова имеют огромный вес и силу.

Наши специалисты по развитию речи, а также логопеды и психологи ждут вас каждый день! Свяжитесь с нами и запишитесь на консультацию уже сегодня – будем общаться!

Как добраться и связаться с нами

Позвоните нам: 8(918)445-0-443
Напишите на почту: elena-165@mail.ru
г. Новороссийск, ул. Черняховского, 17