LEGO-Развивайки: ответы на все ваши вопросы

Немалую часть обширной коллекции учебных материалов и пособий «Учимся играя», которой мы так гордимся, составляют разнообразные наборы оригинальных конструкторов LEGO. Вопреки распространенному заблуждению, комплекты, которыми мы пользуемся на занятиях, это не привычные игровые конструкторы, а особые, предназначенные специально для учебных целей, представители линейки LEGO Education. В приставке Education (англ. образование) кроется ответ на главный вопрос всех скептически настроенных родителей: «А почему мы не можем просто купить такое домой и дать ребенку, чтобы игрался?».

С таким искренним непониманием мы столкнулись, впервые запустив курс LEGO-развивайки несколько лет назад, когда громкая слава системы LEGO Education еще не добралась до небольших российских городов. В ответ на незаинтересованное молчание родителей, привыкших к классическим педагогическим методикам, мы предложили записаться на курс в первую очередь тем, для кого разница между традиционными развивайками за партой и развивайками на LEGO-коврике станет максимально очевидной – родителям гиперактивных деток. Малыши, которых трудно усадить и научить – вот, для кого раннее развитие при помощи LEGO-кубиков является настоящей находкой. Уже после первых занятий родители заметили прогресс: ребята научились лучше концентрироваться и мыслить, действовать осознанно, задавать правильные вопросы, формулировать свои хаотичные мысли в четкую осмысленную речь. И все это без криков и плача.

За годы использования комплектов LEGO Education мы научились применять конструктор на самых разных занятиях с детками всех возрастов и не раз убедились в их эффективности. В этом материале мы постараемся провести для вас краткий экскурс в мир обучения по инновационной системе, объяснить принцип работы развивающих конструкторов и выявить основные преимущества такой методики.

Что это такое?

Конструкторами мы пользуемся как на обычных уроках, так и на занятиях курса LEGO-развивайки, полностью основанного на системе LEGO Education. Курс ведет дипломированный специалист, прошедший полноценное обучение. Но кто же выдал этот диплом, и почему он так ценится в современном мире дошкольного образования?

LEGO Education – это компания под крылом LEGO Group, которая уже несколько десятилетий занимается исключительно образовательными решениями. Специалисты LEGO Education по всему миру работают бок о бок с профессионалами в сфере образования, чтобы постоянно искать новые пути эффективного использования знаменитых конструкторов в обучении дошколят, школьников и даже студентов.

Затем эти методики и идеи передаются педагогам, заинтересованным в образовательных инновациях, в отделения LEGO Академии, где обучаются сами учителя. Там они повышают квалификацию, открывая новые возможности для себя, как специалиста и, следовательно, для своих учеников. Перед тем, как применить новые решения на практике, педагоги учатся друг у друга и вырабатывают свой собственный стиль работы с LEGO. «Мне никогда не хотелось быть скучным преподавателем, работающим по устаревшим методикам, на занятиях которого малышам не хочется находиться», – говорит Елена Леонтьевна Гречуха, директор развивающего центра «Учимся играя» и дипломированный специалист LEGO Education. «Главный принцип нашего центра заключается в том, что обучение должно быть увлекательным. Мы мягко направляем наших учеников на правильный путь и с помощью игр помогаем достичь куда лучших результатов, чем на обычных занятиях. LEGO стало для меня настоящей находкой и помогло вывести методику игрового обучения на новый уровень. Это действительно незаменимый инструмент в работе с дошколятами».

Зачем мы этим занимаемся?

Специалисты LEGO Education заявляют, что методика обучения при помощи конструкторов базируется на трех китах: активность, креативность и командная работа. Эти важные компоненты и делают обучение максимально эффективным. Принцип активности на уроке стоит понимать не только буквально. Да, ребенок, несомненно, работает руками, развивая мелкую моторику, а при использовании больших блоков строительство превращается в настоящую физкультминутку. Но здесь имеется в виду преимущественно мыслительная активность.

Наша цель – «оживить» вялый мозг современного ребенка, привыкшего потреблять контент (мультики, игры), но не умеющего создавать нечто новое. Детям необходимо не только получать информацию о большом неизведанном мире, но и понимать, как они могут с ним взаимодействовать, влиять на него. Осознание своей возможности менять мир вокруг себя закладывает фундамент успешности вашего ребенка. Он воспринимает себя не как зрителя, а как активного участника жизни на Земле, и не хочет вести пассивное существование. На LEGO-развивайках ребенок учится руководить процессом и контролировать его, проявлять инициативу, генерировать идеи.

Трудно поспорить с тем, что, в силу своей природы, люди учатся на пережитом опыте, а не на прописных истинах, предложенных учебниками. При помощи LEGO мы моделируем ситуации и истории, действующими лицами которых становимся сами. Таким образом мы делаем свой мозг более зрелым и готовым к принятию настоящих решений, а так же к более серьезным мыслительным процессам. Мы начинаем путешествие в поисках себя и, конструируя объекты из реального мира, формируем свой внутренний мир, обрамляя другие увлечения ребенка и запуская процесс образования его «Я».

Если книжки, мультфильмы и наблюдения за миром вокруг дают малышу информацию, то игра с LEGO учит его с ней работать, превращать ее в инструмент для достижения своих пока маленьких, а в перспективе и больших, целей.

Кит креативности тоже не так прост, как кажется. Конструирование, бесспорно, является механическим процессом и развивает логику, учит работать со схемами и системами. Однако, не стоит игнорировать и творческую составляющую этого занятия. Рациональное мышление и фантазия на LEGO-развивайках идут рука об руку.

Что касается командной работы, здесь все довольно просто и понятно: умение работать в коллективе необходимо ребенку как в школе, так и в повседневной детской жизни. Работая в группе, ребята учатся прислушиваться к чужому мнению и выражать свое, обсуждать идеи в поисках решения, советоваться. Эти базовые человеческие навыки необходимы абсолютно всем школьникам и студентам, однако, в совершенстве ими овладевают лишь единицы.

В процессе конструирования дети участвуют в создании чего-то общего, включающего частичку каждого члена команды, вписывают в историю свои странички. Мы учим помогать друг другу и делиться, готовимся к переходу на следующую ступеньку жизни, в большой класс, где важно уметь показать себя, оставаясь при этом вежливым и компанейским.

Таким образом, LEGO-развивайки позволяют малышам не только научиться всему, что необходимо знать дошколятам для успешного старта, но и сформировать базовые навыки ученика и члена социума. Полученные умения помогут ребенку не просто справляться со школьной жизнью, а всячески выделяться и отличаться.

Любить школу непросто, но у ребят, которые схватывают все налету и умеют заводить друзей, куда больше шансов получить настоящее удовольствие от учебы и достичь впечатляющих результатов без лишнего стресса.

Как это работает?

Все это звучит замечательно, но как же обучение при помощи LEGO выглядит на практике? Как проходит урок, чем именно мы занимаемся?

Каждое занятие посвящено конкретной теме. Для примера возьмем тему «У бабушки в деревне». Строить будем деревенский домик с садом и огородом. Обязательно заселим наш участок коровами, козами, курами и прочими друзьями человека. В процессе сборки локации из брусков и кубиков мы будем сочинять историю и узнавать много нового.

Итак, действующие лица, братик и сестричка, приезжают в деревню к бабушке. Получив свои роли, фигурки человечков оживают, дети могут ассоциировать их с собой. Мы начинаем строительство. Пока наши руки заняты, мы разговариваем. Кто-то делится историями о своих бабушках и деревнях, более активные ребята, которые с удовольствием говорят, мотивируют остальных тоже принимать участие в обсуждении. В процессе мы выясняем, чем город отличается от деревни, оперируя такими понятиями, как большой/маленький, много/мало, шумный/тихий, природа/технологии, натуральное/искусственное и т.д.

Иными словами, мы учимся анализировать и сравнивать. В мозгу запускаются логические механизмы, а ребенок даже не замечает этого. Создав грядки для нашего огорода, мы начинаем сажать овощи: они разных цветов и размеров, грядки разной длины и ширины, что тоже нам очень на руку. Кто-то рассказывает, что горох растет в стручках – для остальных это новость. Мы начинаем обсуждение, продолжая заниматься строительством, и узнаем много нового: плоды картошки появляются над землей, томаты растут на ветке и т.д.

Немаловажно и то, что мы учимся строить логические цепочки, делать выводы из предложенной информации: деревья в бабушкином саду желтые и красные, значит сейчас осень.

Наша игра – не просто игра, это проекция фрагментов реальности, упрощенная для детского восприятия. Знания, полученные в ходе игры, всегда можно применить в жизни.

Один из самых полезных навыков, получаемых ребятами на LEGO-развивайках является сторителлинг. Это новомодное слово на самом деле имеет простое и понятное значение.

Сторителлинг – это умение рассказать историю интересно и захватывающе, так, чтобы слушатель мог погрузиться в нее, осознать каждое и слово и вынести из вашего монолога именно то, чем вы хотели поделиться. Несомненно, такой навык пригодится школьнику в написании, например, сочинений и эссе. Но это далеко не все!

Рассмотрим ситуацию, где ребенку нужно ответить на уроке Окружающего мира. Тема доклада – грибы. Ученик, умеющий работать с информацией, обрабатывать ее и делиться ей, с радостью прочитает в учебнике параграф о грибах, составит в голове четкую картинку и сможет интерпретировать ее для класса. Он не просто процитирует заученный параграф, а будет рассказывать своими словами, по нему будет видно, что он прочитал, понял и усвоил. В будущем это будет полезно на любых уроках: от ОБЖ и Биологии до Литературы и Истории.

Итак, занятие курса LEGO-развивайки – это не просто урок, а целое путешествие. Погружаясь в игру, ребенок получает новые знания и опыт при помощи общения не только с учителем, но и со сверстниками. Под контролем педагога ребята своими руками создают маленький мир, развивая моторику, мышление, речь, внимание, память, навыки командной работы и планирования.

Одно такое занятие способно заметно расширить горизонты ребенка, обогатить словарный запас и вызвать интерес к новым процессам и явлениям, стимулируя здоровое любопытство. Посещение целого курса преумножает и закрепляет эффект, превращая познание в естественную привычку, а не принудительную пытку.

Запишитесь на свои первые LEGO-развивайки уже сегодня и откройте целый мир шаг за шагом!

Как добраться и связаться с нами

Позвоните нам: 8(918)445-0-443
Напишите на почту: elena-165@mail.ru
г. Новороссийск, ул. Черняховского, 17