Обычный ребенок: немного об одаренности

Каждому родителю хочется видеть своего ребенка самым смышленым, способным и талантливым. Современный мир со всех сторон давит на человека навязанной конкуренцией и постоянной погоней за успехом, нередко заставляющими родителей перейти черту и начать готовить ребенка к светлому будущему в режиме олимпийских тренировок. Но не стоит забывать о том, что детство дано человеку не для того, чтобы заложить фундамент будущих академических, творческих и спортивных побед, а для знакомства с миром и жизнью. Именно поэтому ярлык маленького гения редко обеспечивает ребенку то блестящее будущее, которого ждет его семья.

Тема родительских ожиданий является болезненной для многих взрослых людей, однако, еще несформировавшийся эмоционально ребенок, обладающий ограниченными знаниями и полностью зависящий от семьи, крайне редко может четко осознать, что устал именно от давления, и, тем более, донести это до родителей понятным им языком.

Несомненно, большинство родителей перегружают ребенка всевозможными занятиями, кружками и секциями с благими намерениями. Чтобы не допустить «перебора» и позволить малышу прожить счастливое детство, необходимо быть с ним на одной волне. Только так вы сможете понять, к чему у ребенка действительно есть интерес, а что только напрасно утомляет и отнимает драгоценное время. Кроме того, только будучи действительно рядом, постоянно общаясь и играя с ребенком, вы сможете трезво и объективно проанализировать его способности, сильные и слабые стороны и степень вожделенной «одаренности».

Для каждого родителя понятие «одаренный ребенок» означает разное. Это зависит от уровня образования в семье, от положения в обществе, от интересов родителей и того, как воспитывали их самих. Переоценить и недооценить способности своего ребенка – одинаково опасно. И то, и другое обычно приводит к излишней нагрузке. Слишком «одаренный» ребенок приводит членов семьи в восторг, заставляющий их подкидывать кроху все выше к звездам, а недостаточно «одаренный» – разочаровывает и отправляется на миссию по оправданию ожиданий длинною в жизнь.

Таким образом, единственный способ вырастить здорового человека – установить здоровую связь и научиться видеть в ребенке не свое продолжение или свою мечту, а отдельную личность с собственными особенностями, интересами и лимитами.

Отдельно стоит отметить, что на дошкольный возраст приходит основная часть эмоционального развития ребенка, и очень важно следить за тем, чтобы он находился в благоприятной и доброжелательной среде. Поэтому необходимо сто раз подумать, прежде чем отдавать дошкольника на борьбу, футбол, балет, в музыкальную школу и в другие секции, где дети могут быть жестоки друг к другу, или педагоги агрессивно требовательны к детям. Убедившись в том, что учитель в состоянии поддерживать веселую и жизнерадостную атмосферу на занятиях и в том, что ребенок активно хочет их посещать, можно спокойно отпустить его в мир нового интересного опыта. Однако, не переставайте расспрашивать о прошедшем в секции дне, интересуясь не только успехами и новыми знаниями, но и чувствами и эмоциями ребенка.

Конкуренция между детьми должна быть игривой и здоровой. Избавиться от нее совсем невозможно, ведь поддерживать мотивацию, когда все молодцы и умницы каждый день – крайне непросто. Однако, важно регулярно находить повод для гордости в обычных достижениях ребенка, то есть тех, которые случаются с каждым. Необходимо понять, что «обычность» ребенка говорит о его близости к возрастной норме развития, к которой и должна стремиться ответственная семья. Для кого-то это может прозвучать неубедительно, но у ребенка куда больше шансов добиться больших успехов во многих сферах жизни с нормальным или в меру впечатляющим стартом, чем с титулом вундеркинда.

Главное правило гармоничного детства – всему свое время. Именно по этой причине психологи и педагоги настоятельно не рекомендуют отдавать ребенка в школу раньше времени или гнаться за победой в масштабных соревнованиях для дошкольников. Однако, родителей, уверенных в том, что их ребенок не такой, как все, и на него не распространяются правила, бывает крайне трудно переубедить.

Здоровый ребенок счастлив, весел, открыт, активен, отличается энтузиазмом в интересных ему сферах и с радостью ждет нового дня. Если для развития нового навыка необходимо пожертвовать чем-то из перечисленного – оно никогда того не стоит.

Но существуют ли по-настоящему одаренные дети, которые с легкостью несут груз «звездности» и продолжают радовать глаз не только своими талантами, но и искренней улыбкой? – Да! Эксперты расходятся в своих результатах подсчета одаренных детей, однако, согласно большинству, они редко составляют больше 20% от всех детей в мире. Кроме того, одаренность обычно распространяется только на одну специфическую область, например, шахматы или запоминание пьес Шекспира наизусть.

Признаками одаренности могут быть крайне быстрое и легкое восприятие действительно сложной информации, большой словарный запас и самостоятельное чтение с удовольствием, экспериментальный подход к обыденным делам, приводящий к успешному решению задачи, повышенная чувствительность и сострадание к людям и животным, искренняя любовь к головоломкам, частая смена интересов, в которые ребенок погружается с головой и другие признаки, явно и очевидно отличающие ребенка от сверстников. Однако, вместо эксплуататорского подхода к таким особенностям, необходимо убедиться в том, что ребенок развивается во всех сферах, включая социальную и психическую.

Как добраться и связаться с нами

Позвоните нам: 8(918)445-0-443
Напишите на почту: elena-165@mail.ru
г. Новороссийск, ул. Черняховского, 17