Приключения с электроникой: должны ли присутствовать гаджеты в жизни ребенка

С каждым годом все больше детей раннего возраста нуждаются в профессиональной помощи в запуске и развитии речи. Очереди к хорошим логопедам вряд ли сигнализируют о светлом будущем человечества, однако, осознание родителями необходимости вовремя бить тревогу, несомненно, похвально.

Раннее детство – период жизни человека, во время которого он делает первые шаги в сфере интеллектуального, речевого, физического и эмоционального развития. Нарушения этого развития, если не заметить их вовремя, оставляют след на всю жизнь. Чем дольше семья игнорирует тревожные звоночки, тем больше вероятность значительного воздействия задержки на будущее ребенка. В настоящее время существует множество методик раннего предупреждения, диагностики и коррекции нарушений речи. Ученые, врачи и педагоги постоянно занимаются разработкой новых способов обнаружить проблему на стадии формирования и не дать ей пустить корни.

Ответ на вопрос о причинах того, что малыш не спешит радовать родителей своими первыми словами, зачастую находится на поверхности. Хороший специалист обычно может сообщить вам о наличии проблемы и ее источнике после одного посещения и проведения диагностики. Узнав о существовании «пробела» в развитии ребенка, родителям необходимо работать вместе с логопедом и непременно выполнять рекомендации, чтобы как можно скорее устранить его.

Описание всех возможных причин нарушений и задержек в речевом развитии займет много времени, однако, стоит обратить внимание на одну из наиболее распространенных в наше время, которая зачастую и является «корнем зла».

Препятствование смартфонов, планшетов, компьютеров, телевизоров и других девайсов интеллектуальному и эмоциональному развитию человека является проблемой не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Однако, в раннем возрасте мозг интенсивно растет и формирует новые связи, чтобы малыш мог уверенно ступить в большой мир, зная и понимая все, что ему необходимо. В этот период влияние гаджетов особенно пагубно. Специалисты неустанно говорят об этом на каждом углу, но слышит и делает выводу, почему-то, один родитель из нескольких десятков.

Современному человеку крайне сложно вернуться к природе, активному живому общению и воодушевленному взгляду на реальный мир. Однако, появление в семье малыша требует от родителей не только физического присутствия рядом, но и максимальной вовлеченности в процесс знакомства ребенка с миром и всем, что его наполняет. Для этого необходимо научиться снова видеть в обыденных вещах нечто прекрасное, увлекательное и достойное внимания. К таким вещам относятся окружающие вас каждый день флора и фауна, рутинные бытовые задачи, живое человеческое общение и т.д.

Привычка постоянно иметь в доме включенный телевизор «для фона» свойственна большинству современных людей, которым неприятно сталкиваться со своими мыслями и проблемами, тем более после рабочего дня, когда хочется просто «выпасть» из реальности и перезарядиться. Является ли такая среда благоприятной для взрослых – отдельный вопрос, но на ребенке она отражается крайне негативно.

 Малыши очень хорошо запоминают все, что слышат, поэтому важно замечать, что звучит у вас дома. Для правильного и гармоничного речевого развития ребенку необходимо постоянно быть как свидетелем эмоционального, но дружелюбного живого общения между членами семьи, так и вашим собеседником, даже если он пока не может ответить словами.

 Постоянно работающий телевизор, где большую часть времени играет громкая и эмоциональная реклама, или идут шоу, показывающие человечество не с самого лучшего ракурса, перегружает ребенка и захламляет его мозг массой ненужной информации, совершенно не помогающей ему понять, как нужно общаться. Малыша, подверженному постоянному воздействию ненастоящего мира сценариев и актеров, как правило, очень трудно научить отвечать впопад, благодарить, здороваться и т.д.

Также, по причине стремления маленьких детей к подражанию, они нередко начинают говорить цитатами из рекламы или мультфильмов, превращаясь, по вине родителей, в раздражающих их маленьких попугаев, с которыми не хочется проводить время и от которых постоянно хочется отдохнуть.

Многие семьи упускают даже простейшие и возникающие естественно возможности наладить контакт с малышом. Нередко можно увидеть на прогулке родителей с коляской, увлеченных смартфоном или вручающих его ребенку, чтобы отвлечь того от плача или других шумных активностей.

Отвлечение внимания при помощи смартфона/планшета в целом является очень плохой идеей. Это означает не то, что детям нельзя смотреть мультфильмы вообще, а то, что многие родители не понимают, что неограниченный доступ к ярким и шумным развлекательным видео или играм может избаловать ребенка так же, как покупки по первому требованию. Мультфильмы, в отличие от вкусностей и игрушек, бесплатны, что усиливает соблазн «заткнуть» малыша, переключив его внимание, и наслаждаться блаженным спокойствием. Мир и покой, достигнутые таким образом, длятся недолго. Вскоре родители в ужасе замечают, что ребенок знает имена вымышленных персонажей, но не их собственные. А при худшем раскладе – не замечают.

В наше время существует больше развивающих игр и игрушек, программ и пособий, чем когда-либо, однако ситуация с речевым развитием становится все более плачевной. Связано это с проблемами в других сферах развития. Становясь с раннего возраста зрителями и потребителями, а не активными участниками жизни, дети теряют естественный интерес к играм с простыми игрушками и случайно найденными предметами, что препятствует развитию фантазии и мышления, понимания причинно-следственных связей, стремления изобретать и придумывать и т.д. Также современные дети намного меньше заинтересованы подвижными и сюжетно-ролевым играми, а те, которым удается привлечь их внимание, зачастую агрессивны и обладают сюжетом, совершенно не соответствующим возрасту. Например, после ошеломительного успеха южнокорейского сериала «Игра в кальмара», почти полностью состоящего из сцен насилия, автору довелось наблюдать группу дошкольников, воспроизводящих фигурирующие в сериале подвижные игры, зачастую завершающиеся на экране жестоким убийством игроков.

Проблема здесь не в самом фигурировании «смерти» в игре – дети веками «побеждали» друг друга, играя в пиратов, рыцарей и т.д. Дело в отсутствии в таких играх элемента фантазии, позволяющего со временем понять, где настоящий мир, а где мир игры, и научиться отличать «игрушечные» сражения от реального насилия.

Задержки в сфере эмоционального развития, а также отсутствие желания фантазировать и интереса к простому, тихому и безобидному, неизбежно приводят к агрессии, гиперактивности и прочим последствиям, заставляющим родителей хвататься за головы. Для того, чтобы детство малыша было добрым, полноценным и гармоничным, он, в первую очередь, должен оставаться ребенком. Это значит, что малыш должен быть увлеченным всем подряд «почемучкой», находящим что-то интересное для себя в каждой букашке и ромашке. А задача родителей – всесторонне поддерживать его в этом безудержном восторженном интересе к чему угодно, будь то камни, ложки или дырявые носки.

Дырявый носок, абсолютно серьезно подходя к вопросу, намного полезнее для трехлетнего ребенка, чем любой мультфильм. Если правильно обыграть взаимодействие с ним, можно научить ребенка тому, что такое дырка в одежде, как она появляется, и почему ее быть не должно, придумать историю про мышку, которая виновна в возникновении дырки, а потом еще и сделать поделку, например, носочную куклу, которая обретет личность и станет другом семьи.

Еще одна вещь, к огромному сожалению, крайне редко встречающаяся в жизни современных детей – это сказки, стишки и колыбельные. Подобные речевые произведения передаются в каждой культуре из поколения к поколению неспроста. Именно они часто учат детей не только морали и нравственности, но и рассказывают о многих явлениях, которые не увидишь в повседневной городской жизни, а также усиливают семейные связи. Именно через художественные произведения, понятные детям, родители могут приблизиться к ним и научить слушать без повышения тона или командирских интонаций.

В каждой семье мечтают, чтобы ребенок был успешным и счастливым, везде успевал и ладил с окружающими. Однако, абсолютно здоровые физически и ментально дети зачастую сталкиваются с нарушениями в развитии именно по вине родителей. Необходимо понимать, что детям до двух лет в принципе категорически противопоказано, по физиологическим причинам, контактировать с какими бы то ни было экранами. У детей чуть постарше, проводящих у телевизора хотя бы час в день, могут возникать ухудшение зрения, уменьшение объема памяти, гиперактивность, рассеянность, гиподинамия, задержка речевого, моторного и интеллектуального развития, пассивность, агрессия и не только.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно происходит становление личности ребенка, формирование базовых навыков, становление высших психических функций. Все это является фундаментом будущей личности и собственного «Я». Наверстать то, что было упущено в этот важный период жизни, впоследствии невозможно. Именно в это время необходимо позволять ребенку узнавать и пробовать все, что его захватывает, чтобы максимально обогатить его внутренний мир и помочь обнаружить свои первые таланты и увлечения.

Необходимо осознавать, что развитие личностных качеств и высших психических функций ребенка происходит, по большей части, в его совместной деятельности с взрослыми. Развитие речи также происходит исключительно в непосредственном живом общении. Поэтому каждый родитель должен научиться переключаться в режим разговора с ребенком, проявлять терпение и понимать, что такое общения является диалогом, даже если малыш пока отвечает только движениями, звуками и мимикой. Важно не отгораживаться от ребенка стеной возраста и опыта и не воспринимать проведение времени с ним как опускание до его уровня. Помните, что ваш ребенок может научить вас не меньшему, чем вы его, если ваша связь действительно здоровая и искренняя.

Если у родителей нет желания заниматься ребенком и проводить с ним время – обращение к специалисту требуется им самим. Хороший психотерапевт поможет найти причину отсутствия привязанности к малышу, стремления отстраниться и других проблем безрадостного родительства. Если желание есть, но совсем не хватает времени или сил – родителям необходимо убедиться, что ребенок получает необходимое для гармоничного развитие общение от других взрослых, например, на специальных занятиях.

Даже если вам удается проводить с ребенком не так много времени, как хотелось бы, стоит использовать его по максимуму. Разговаривать, когда одеваетесь на прогулку, когда покупаете продукты, когда смотрите в окно и т.д. В один прекрасный день вы услышите настоящий ответ на свои слова и увидите осмысленную реакцию.

Возвращаясь к неблагоприятным технологиям, понятно, что полностью исключить их семейной жизни невозможно, как и избежать абсолютно контактов малыша с ними. Однако, стоит помнить, что перед получением доступа к мобильным и компьютерным играм, ребенок должен освоить традиционные детские виды деятельности, такие как рисование, конструирование, игры с подражанием взрослым и придумыванием воображаемых ситуаций, восприятие и сочинение историй и т.д.

Детям старше двух лет можно воспринимать мультфильмы и детские передачи в умеренном количестве, однако делать это нужно не просто в присутствии взрослого, а вместе. Так вы сможете обсуждать и комментировать происходящее на экране и, если речь идет об уже говорящем ребенке, будете знать, где он «набрался» тех или иных слов и выражений, и понимать что сформировало представление об определенных вещах и явлениях.

Как добраться и связаться с нами

Позвоните нам: 8(918)445-0-443
Напишите на почту: elena-165@mail.ru
г. Новороссийск, ул. Черняховского, 17