Раннее развитие VS раннее обучение: как дать малышу все и не навредить в процессе

(Слишком) высокие стремления

Проблемы раннего детства в современных реалиях привлекают внимание многих психологов по всему миру, и не напрасно. Первые годы жизни ребенка являются периодом не только интенсивного познавательного развития, но и формирования фундамента физического и ментального здоровья. Для родителей крайне важно не допустить отставания малыша, но и не перестараться. Найти этот баланс не так трудно, как кажется, если четко понимать кто же такие дети, и что им на самом деле нужно.

Стремлением вырастить вундеркинда отличаются, в особенности, родители, проживающие в крупных городах или проводящие много времени за чтением постов в соцсетях, обучающих прогрессивному воспитанию. Также стремлением перенасытить кроху знаниями нередко грешат неработающие, но амбициозные мамы, стремящиеся вложить в ребенка все и даже больше. Желание тратить много времени, внимания и денег на развитие малыша, бесспорно, вызывает уважение. Особенно в сравнении с родителями, беззаботно отдающими своих детей на воспитание гаджетам. Однако, во всем нужно знать меру.

Важно понимать, что раннее развитие подразумевает под собой не наполнением детского мозга всем, чем только можно, пока он, подобно губке, впитывает любые предложенные знания, а систематический подход к формированию гармоничной здоровой личности. Малышу обязательно нужно развиваться не только интеллектуально, но и физически, эмоционально и социально. Например, ничего хорошего точно не выйдет, если полностью изолировать малыша от сверстников в четырех стенах и высиживать, пока не вылупится замкнутый и не понимающий, как вести себя с другими детьми и взрослыми, гений.

Стремление обеспечить ребенку ранний старт вполне понятно. Дальнейший успех в учебе во многом зависит от того, уследили ли родители за соответствием уровня развития малыша норме. Однако, вашей конечной целью всегда должно быть воспитание здорового и счастливого человека, а не удовлетворение желания стать вундермамой или престиж поступления в элитную школу.

Раннее детство – не лучшее время для забот о том, конкурентоспособен ли ваш ребенок, и делает ли он что-то в десять раз лучше Маши и Пети. Не поддавайтесь темпу других родителей или коучей из интернета, заверяющих, что, если ребенок не привыкнет быть успевать везде и во всем с пеленок, то вырастет безамбициозным и бесперспективным. Доверяйте в оценке способностей малыша только себе и близким, помогающим в воспитании, а также мнению дипломированных профессионалов со стажем, способных помочь вам понять, над чем следует поработать, и где необходимо ослабить хватку. Если вы не обладаете достаточным опытом, временем и терпением или не уверены в своих силах по другим причинам, помните, что под руководством действительно хорошего педагога раннего развития ребенок станет отличником с первых выставленных оценок без слез, бесконечных сражений и других совершенно излишних жертв.

Отдать ребенка на развивайки при первых тревожных звоночках, сообщающих вам, что малыш не заговорил вовремя или в четыре года не отличает кису от зайки или красный от синего – не слабость и не ваш провал как родителя, а ответственное решение. Но будьте готовы следовать рекомендациям специалиста и работать дома, чтобы поддерживать эффект от занятий. Хороший педагог также поможет вам установить здоровые границы, в рамках которых ребенок будет развиваться интенсивно, но легко и гармонично.

В нашем центре мы не занимается ранним развитием до трехлетнего возраста. Несмотря на частые просьбы взять «не по годам способного» малыша в группу на развивайки, мы не делаем таких исключений. Вместо раннего развития до трех лет, мы, в случае необходимости, предлагаем программы по запуску речи, уделяем внимание мелкой моторике и просим родителей действительно проводить время с ребенком, разговаривать, играть, позволять учиться справляться с ключевыми процессами самообслуживания и активно взаимодействовать с окружающим миром.

Итак, мы разобрались с тем, что такое раннее развитие и когда стоит к нему приступать. А что с ранним обучением?

Под ранним обучением мы понимаем стремление гнать ребенка вперед без оглядки по программе, не предназначенной для его возраста. Хорошим примером раннего обучения будет попытка научить малыша решать задачи, как только он научился складывать и вычитать в пределах десяти. Возможно ли «натаскать» ребенка, чтобы он выдавал правильный ответ? – Да. Но заниматься этим не стоит по причине того, что решение задач требует развитой до определенного уровня логики, знаний о мире и понимания его процессов, навыков восприятия текста при чтении и речи на слух и т.д. При попытках стимулировать продвижение по некой учебной программе в противоестественном темпе вы только навредите малышу и непременно столкнетесь с неприятными последствиями, которые проявятся не только в интеллектуальных, но и в психологических особенностях ребенка.

Детский чудо-мозг

Потенциал восприимчивого детского мозга почти пугающе необъятен. Современные ученые объясняют невероятную обучаемость малышей особенностями его развития. При рождении мозг младенца весит примерно 340 грамм. В течение первых лет жизни эта цифра увеличивается поистине стремительно. К концу первого года вес достигает приблизительно 1100 граммов, а к 5 годам составляет около 90% конечного веса мозга взрослого человека. Всевозможные структуры мозга тоже подвергаются существенным изменениям, проходя определенные стадии созревания.

Появление умственных способностей, отличающих человека от животного, стало возможно благодаря развитию нашей коры головного мозга.

У новорожденных она развита не так хорошо, однако, в процессе ее увеличения с огромной скоростью образуются нервные соединения, связывающие клетки. Этот период продолжается примерно до шестилетнего возраста. По мере взросления стремительный рост количества связей постепенно останавливается, а затем незадействованные связи атрофируются, давая активно используемым стабилизироваться и стать сильнее.

Благодаря этим особенностям детского мозга малыши обладают поистине невероятными способностями. До достижения трехлетнего возраста их действительно возможно обучить тому, чему учат позже с большим трудом, например чтению, языкам, базовой математике и т.д. Но заниматься этим крайне нежелательно и порой опасно.

В течение первого года жизни мозг развивается на 60%, а к трем годам – на целых 80%. Но это развитие происходит не благодаря появлению новых мозговых клеток, а за счет разветвления нервной сети, миелинизации нервных волокон и образования между ними связей. Говоря простым языком, цель такого интенсивного развития заключается не столько в накоплении информации, сколько в ее систематизация. Накопление происходит приблизительно до исполнения ребенку 9-10 месяцев, затем фокус перемещается на систематизацию.

Накопление, а затем систематизация основной информации о мире происходит в столь раннем возрасте для того, чтобы обеспечить малышу мягкую и естественную социализацию. Первостепенной важностью в это время отличается усвоение таких вещей, как взаимоотношения между членами семьи и другими людьми, простейшие бытовые задачи, эмоции, запреты и поощрения, опасности, приемлемое поведение и многое другое. Другими словами – первые годы жизни даны малышу, чтобы научиться ориентироваться в мире и понять, как быть человеком.

Для последующего стабильного и гармоничного развития ребенку нужно знать понемногу обо всем: о животных и растениях, о погоде, о временах года и суток и т.д. Усвоив все это, малыш будет готов вступить в период активной социальной адаптации уверенно и без стресса. Для детей, растущих в разных условиях и под влиянием разных культур, этот набор «стартовых» знаний отличается, поскольку зависит от того, что необходимо для комфортного и безопасного выживания в конкретной среде.

Как не оступиться

Одним из парадоксов современности является то, что функциональные возможности человеческого организма остаются прежними, но знать и уметь при этом нужно значительно больше. Именно этим объясняется стремление к раннему интенсивному обучению в страхе не успеть вложить в голову малыша все необходимое. Это чревато риском вторжения в естественный индивидуальный процесс развития и его нарушением.

Существуют определенные нейрофизиологические законы развития мозга, согласно которым его потенциал ограничен в каждый отрезок времени. Расходуя больше энергии, чем положено, не несвоевременное развитие какой-либо психической функции, мы создаем дефицит там, куда эта энергия должна была быть направлена. Попытки целенаправленно научить ребенка писать или читать в два-три года ведут к перегрузке познавательных процессов в период наиболее активного развития сенсомоторной и эмоциональной сферы. Другими словами, таким образом вы черпаете энергию, необходимую для обучения, из чаши эмоционально-чувственного развития. Результатом такой оплошности могут стать нарушения эмоциональных процессов, появление психосоматических дисфункций и другие опасные последствия. С нарушением баланса развития в ранние годы жизни связаны также возникновение страхов и тревожности, гиперактивность, агрессия и т.д.

Заниматься ребенком необходимо много и постоянно. Однако, многие молодые родители, теряясь в массе информации (и дезинформации) не понимают, каким именно образом это делать, и кидаются в одну из крайностей – вручить малышу планшет с «развивающими» играми и мультфильмами или научить программе первого класса в четыре года. На самом деле все довольно просто и интуитивно понятно, ведь люди издревле справлялись с воспитанием своих детей в соответствии с нормами и требованиями времени. В растерянности родителей, вероятно, следует винить темп современной жизни и стремительный технологический прогресс.

К настоящему времени разработана масса методик раннего обучения, активно применяемых по всему миру. Порой к ним прибегают по незнанию родители или даже педагоги с благим намерением разнообразить процесс развития и расширить область базовых знаний. Важно изучить нормы развития детей по возрасту (для этого можно почитать информацию о дошкольном развитии по ФГОС), чтобы четко понимать, что должен знать и уметь малыш к определенному времени.

Многие подвержены влиянию ошибочного мнения о том, что познавательный процесс запускается лишь когда ребенок сидит за столом на стульчике и не просто учится, а целенаправленно учит, не выглядя довольным и прикладывая усилия. Однако, дошкольное развитие (как и раннее школьное, но это уже совсем другая проблема) обязательно должно сопровождаться играми, общением, творчеством и физической активностью.

Важно понимать, что малыши получают знания не через знаковые символы, такие как буквы и цифры, а посредством органов чувств. Ребенок усваивает то, что видит, слышит и трогает, то есть учится через восприятие мира. Особенно хорошо маленькие дети запоминают информацию на слух, а затем с легкостью воспроизводят ее. Но, научившись читать в два года, ребенок не сможет «выдать» полученную информацию в три. Это связано с тем, что аудиальная информация, полученная от взрослых, окрашена эмоциями и содержит интонации, в отличие от текста, уловить эмоцию в котором ребенок пока не может.

Родителям необходимо постоянно взаимодействовать с ребенком, с энтузиазмом откликаясь на его собственное естественное желание узнать все, что ему хочется. Пассивность малыша, отсутствие у него вопросов, желания узнать о мире вокруг, попыток подражать речи и действиям взрослых – неестественное поведение для первых лет жизни. 

Отсутствие интереса к миру также может спровоцировать злоупотребление помощью гаджетов. Многие «проблемные» дети, которых приводят к нам на занятия, говорят фразами из мультфильмов, воспроизводя, словно попугаи, услышанное с экрана, но при этом не понимая, что они говорят. Например, персонаж на экране может сказать, что «обожает зеленые яблоки». Малыш, «выцепивший» эту фразу начнет бесконечно повторять ее, но даже не узнает зеленое яблоко, если получит его. Чтобы этого избежать родителям необходимо самостоятельно рассказывать и показывать ребенку, что такое яблоко, как выглядит зеленый цвет, а также что означает «любить» и «обожать», и в чем разница.

Крайне важно посещать с ребенком парки, леса, набережные и обращать внимание на животных и растения, на формы, цвета, звуки и запахи. Также важно разговаривать дома: о еде, о распорядке дня, о бытовых делах и других вещах, составляющих ежедневную рутину семьи.

Если у вас нет на это времени, сил или терпения – важно переступить через свою гордость и позволить родственнику, любящему детей и умеющему с ними общаться, или специалисту по раннему развитию, дать малышу необходимую для спокойной, яркой и счастливой жизни базу.

Как добраться и связаться с нами

Позвоните нам: 8(918)445-0-443
Напишите на почту: elena-165@mail.ru
г. Новороссийск, ул. Черняховского, 17